Подводная жизнь

Наши события:

Вы сейчас тут: Главная Дайвинг Ночные погружения

Ночные погружения
Автор: Administrator   
15.06.2012 00:45

«Ночью все кошки серы»,гласит народная молва, но это не распространяется на тех, кто во время погружения имеет хороший фонарь. Взрыв красок кораллов или губок в луче подводного светильника, концентрация на деталях в узком световом круге и встреча активными ночными живыми существами – это мотивация ночных погружений.

Ночные погружения - это погружения с повышенным риском; дополнительные риски как: течения, погружения на затонувшие объекты, декомпрессионные и спелеопогружения должны быть исключены. Главный риск в ночных погружениях - это психика. Водоем, снаряжение и подводные навыки должны быть точно такими же, как при погружении, совершенном несколькими часами ранее на этом же месте в дневное время.

ТРЕБОВАНИЯ

 

При темноте возникает приближение первобытного человеческого страха, побуждающего некоторых подводников брать с собой под воду мощные фонари в 50-100 ватт, с которыми они думают бороться с монстрами из телесериалов, вместо спокойного плавания под водой. Так погружения начинать нельзя. Требования к снаряжению такие же, как при дневном погружении, оно должно быть полным, подогнанным, изученным и рабочим.

ФОНАРИ

 

К полноценному относится, как важнейшая часть при ночных погружениях, надежные, по возможности легко управляемые фонари с максимальной мощностью в 30 – 50 ватт и достаточным временем свечения , включая время на переодевание и путь к месту погружения.

Угол отражателя фонаря учитывается в соответствии с запланированным применением и окружающими условиями. Например, использование широкоугольного отражателя в условиях плохой видимости равносильно езде на автомобиле в густом тумане, здесь лучше узкий луч, но он освещает только узкий сектор. Даже надежные фонари могут потеряться, поэтому надо всегда иметь запасной фонарь на группу. Особо надо отметить удобство управления фонарем. Беспорядочные вращения создают суету. Необходимо привыкнуть к спокойным и равномерным движениям фонаря, как движется щетка на лобовом стекле автомобиля.

Следующими требованиями к фонарю являются:

-прочность корпуса на давление, защита от полной разрядки аккумулятора, сигнализатор разряда аккумулятора;

-прочное, противоударное стекло, выдерживающее включенное состояние над водой и не повреждаемое при входе в воду с включенным фонарем;

-защита обода отражателя от ударов и царапин;

-стабильная рукоятка с возможностью крепления к кольцу жилета линем с карабином;

- хорошая управляемость включением и выключением даже в толстой перчатке, с предохранителем от включения для транспортировке в самолете;

-одинарные или двойные уплотнительные кольца по диаметру внутренней резьбы;

-быстрозарядное устройство, делающее фонарь функциональным для многократных, следующих один за другим, погружений.

 

СНАРЯЖЕНИЕ

 

 

Снаряжение также должно быть полным и подогнанным. Это относится к приборам светящимся или светоотражающим, с возможностью контроля погружения даже без фонаря. Ночью важно не только, что видит, но и что будет видеть всплывший дайвер при большом удалении от катера. Как при всех погружениях на море необходим комплект снаряжения безопасности, которое должен иметь каждый член группы. Сюда относится:

РЕФЛЕКТИРУЮЩИЕ и светонакопительные полосы и вставки на жилете.

СВЕТОВЫЕ МАЯЧКИ, маленькие, выдерживающие давление приборы, оснащенные 1,5 вольтовой батарейкой, рассчитанной на 15-20 час. работы и способные ярко мигать каждые 2-5 сек. Они часто крепятся для освещения трапа при ночных погружениях с катера Над водой свет в зависимости от высоты положения наблюдателя должен быть виден на многие километры.

СВЕТЯЩИЕСЯ ТРУБКИ. Они светят не от батарей ,а путем химической реакции, как светлячки. Они отлично работают под водой. Они представляют собой запаянные с обеих сторон пластиковую трубку со светящейся жидкостью и газом. Там же находится стеклянная ампула с активаторной жидкостью. При сильном изгибе ампула разбивается , обе жидкости смешиваются и трубка начинает светиться. Свет в первые 3 часа наибольший, постепенно затухает, но в течении 10час. еще достаточен, чтобы видеть показания приборов. Яркость также зависит от температуры воды, чем холоднее, тем тусклее. Положив трубку после погружения в холодильник можно на следующий день воспользоваться ею вновь. Упакованные трубки имеют ограниченный срок действия. Если защитный газ однажды улетучится, трубка из-за попавшей влаги будет дезактивирована. Находящаяся в трубках жидкость безопасна, но пластиковые отходы надо утилизировать. Так как трубки бывают разных цветов, часто для разных групп используют свой цвет для лучшей ориентировки на своего руководителя. В теплой воде свежеактивированная трубка видна на расстоянии более 100м.

РАКЕТНЫЕ СИГНАЛЫ. Это 6ти зарядное, стреляющее сигнальными патронами, устройство. Если оно заряжено красными сигнальными зарядами, их разрешено использовать только в случае явной аварийной ситуации. Недостаток этих сигналов в том, что их нельзя перевозить в самолете. Сигнальные ракеты поднимаются на высоту около 50м и видны на многие километры.

АКУСТИЧЕСКИЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. К ним относятся уже известные сигнальные свистки и сирены, работающие от сжатого воздуха через инфляторное соединение и слышимые очень далеко.

Для полного комплекта снаряжения каждый член группы должен иметь второй регулятор или как минимум «октопус», так как отработанное сменное дыхание при ночных погружениях почти не применяется.

Нож, даже маленький, должен быть обязательно, так как ночью с ограниченным освещением можно легко запутаться в сетях или леске и надо легко и быстро обрезать.

Все снаряжение должно быть закреплено как можно ближе к телу, ни одна часть не должна болтаться , чтобы не зацепиться, например, за кораллы, таким образом сохраняя окружающую среду . Снаряжение должно быть хорошо изучено , даже при управлении в слепую. Это касается не только своего снаряжения, но и напарника, который в аварийной ситуации может находиться рядом.

 

ТРЕБОВАНИЯ К НАПАРНИКУ ПО ПОГРУЖЕНИЮ

 

 

Это означает наличие достаточного опыта погружений, чтобы не было проблем со снаряжением и тарировкой. Обычно корректируют план погружения по партнеру с небольшим опытом.

Группа не должно насчитывать более трех дайверов, в том числе не более одного новичка. На него возлагается особое правило: абсолютная честность. Он должен хорошо понимать первые сигналы опасности руководителя группы, который в данном случае должен прибегнуть к ручному контакту для устранения проблемы. Это обуславливается точным инструктажем перед погружением и небольшим расстоянием между отдельными членами группы во время погружения, новичок при этом должен находиться всегда в середине.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ НОЧНОГО ПОГРУЖЕНИЯ

 

 

Водоем для запланированного ночного погружения должен быть знаком по предыдущим погружениям , для облегчения ориентации. Для смягчения контакта с темнотой погружение надо начинать в сумерках , даже светлая лунная ночь вызывает доверие своим отраженным светом. Следующими требованиями к водоему будут:

-надежный и безопасный вход и выход, без крутых спусков и островков водорослей или бездны;

-отсутствие сильного прибоя или течения ( стабильная погода, контроль приливов);

-достаточная видимость под водой и отсутствие препятствий, таких как, сети веревки, кабеля, деревья или пещеры, в которые можно по неосторожности заплыть;

-отсутствие надводной активности как земснарядов или движения судов.

Непосредственно перед погружением надо основательно проверить снаряжение свое и напарника. Это также относится к осветителям, которые необходимы после погружения для снятия снаряжения.

Как безопасно зайти в воду и как выглядит водоем?. Этот вопрос необходимо выяснить еще в светлое время. Не менее важно решить вопрос нахождения обратного пути к исходной точке; компасная ориентация не всегда помогает. Место входа и выхода из воды должно быть освещено, лучше всего двумя друг за другом расположенными источниками света, чтобы по этому пеленгу выдержать точный курс, если вход в воду узкий или изогнутый.

Для обозначения можно использовать фонари, маячки, или костер, если он достаточно долго горит и под наблюдением. Помогут также рефлектирующие полоски или кошачьи глаза, если они не закрыты и отражают свет фонаря всплывшего дайвера.

Необходимо предусмотреть особые визуальные сигналы в форме подсвеченных водолазных флагов (АЛЬФА) или вертикально расположенных друг за другом красно- бело- красных фонарей на мачте катера , с которого производится погружение. При погружении с катера в достаточно прозрачной воде необходимо предусмотреть обозначение спускового трапа или якоря сигнальной мигалкой.

 

Инструктаж перед погружением.

 

 

Личное снаряжение, равно как и напарников, должно быть изучено на управление в слепую и тщательно проверено. Информируется порядок погружения ( глубина, продолжительность, что и когда делать ), подводные особенности, объясняется место новичка в середине. Особое внимание уделяют использования подводных сигналов ночью. Повторить сигналы , подаваемые фонарем, такие как, « все в порядке», (круговое движение фонарем) и аварийный сигнал (вертикальное движение фонарем).Естественно можно подавать сигналы обычным способом, освещая их фонарем, при этом не ослепляя напарника. Рекомендуется показывать знаки на фоне груди, освещая их фонарем, тогда свет будет направлен от напарника.

Обычное планирование аварийных ситуаций отличается от дневного по следующим причинам:

-темнота затрудняет любую спасательную акцию;

-врача, скорую, барокамеру, аптеку и т.д. ночью сложнее найти;

-предпочтительна собственная безопасность (кислородный аппарат искусственного дыхания, мобильный телефон, исключение риска, страхующие на поверхности).

 

 

ПОГРУЖЕНИЕ

 

 

Привлекательность ночных погружений видится во множестве живых организмов, с которыми можно встретиться только ночью, а также со спящими рыбами, которых мы знаем по дневным погружениям. Многие рыбы ночью имеют совершенно другую окраску.

Старайтесь долго не освещать рыб и не трогать их руками.

Если необходимо рассмотреть этих рыб поближе, прикройте отражатель рукой, чтобы уменьшить световой поток. Ночью действуют те же правила по охране окружающей среды, что и днем: всегда хорошо уравновеситься, не поднимая ил со дна и не касаясь его.

Наконец все позади и мы погружаемся. Это может быть началом с берега или , если погружения с катера , по якорному канату. Здесь свободный вход в темноту требует некоторой привычки. Фонари должны быть все время включены, чтобы облегчить сбор группы. При потере напарника фонарь на секунду выключается, чтобы найти его по свету его фонаря. Это выключение можно делать только кратковременно, другие дайверы делают то же: при двух отключенных фонарях невозможно сойтись вместе. В этом случае, как и днем медленно всплывать. Над водой фонарь отключается, т.к. светящийся фонарь для обеспечивающих является аварийным сигналом.

Во время погружения могут возникнуть ситуации, при которых по договоренности выключаются все фонари одновременно на короткое время. Например, во время наблюдения игры великолепных светящихся морских организмов в тропических морях.

Продолжительность погружения должна быть точно определена, также для спокойствия обеспечивающих на берегу. Не позднее, чем первый фонарь начнет тускнеть или замигает сигнал разряда батареи, вся группа должна быть в точке выхода.

 

Опасности при ночных погружениях.

 

 

Опасности подстерегают уже при входе. Крутые обрывы, скользкий грунт, прибой, скопление островков водорослей или песчаные отмели могут вызвать проблемы у дайверов и их снаряжения.

Однако главная опасность - психологическая. Самый опытный ночной дайвер испугается, когда неожиданно из темнота, испуганная его движениями рыба столкнется с ним. Разница в том, что опытный дайвер улыбнется, а новичок, возможно, запаникует, потому что напряженно ждет нападения акул… даже в закрытом карьере.

Другая опасность – это подводные препятствия, с которыми можно столкнуться из-за невнимательности или ограниченной видимости. В этой ситуации поможет только спокойствие и медленное отступление. Это действует так же, как если бы вы плыли в пещере и неожиданно наткнулись на отвесную стену. Контролируя периодически свой курс по компасу, находят обратный путь. Проверка курса ночью особенно необходима, без нее при легком повороте можно легко потерять ориентировку. Однако надо помнить об отклонении (девиации), многие фонари имеют магнитный выключатель и компас необходимо держать на расстоянии не менее 50см от них.

Еще одна опасность- судоходство. На таком водоеме лучше не погружаться. Однако спокойно стоящие на якоре корабли могут представлять опасность. Известны несчастные случаи, при которых дайвера засасывал насос охлаждающего агрегата.

Может представлять определенную опасность так называемый эффект « вертиго».

Это потеря всех сенсорных ощущений в области ориентировки в пространстве. К ним относятся:

-глаза, показывающие горизонт

-специальные сенсоры в мышцах, которые указывают направление приложения силы

-орган равновесия, т.н. вестибулярный аппарат, указывающий направление и изменение положения.

Погружаясь в слегка мутной воде, без видимости дна, можно потерять все три сенсора при незначительных проблемах с выравниванием давления, ощущая неожиданное головокружение. В тяжелых ситуациях можно полностью потерять ориентировку, когда не возможно определить, где верх, а где низ. Таких мест входа в воду надо избегать. Этот эффект пропадает сразу, как только достигается поверхность и видны звезды или фонари корабля.

 

Нарушение здоровья – алкоголь – медикаменты – наркотики

 

 

Само собой разумеется, что с нарушениями здоровья, а также после принятия алкоголя, приема определенных медикаментов и сразу после еды не погружаются.

 

Психические проблемы.

 

 

Темнота, прежде всего у новичков, вызывает легкое чувство страха. Повышенная психическая нагрузка дайвера может вызвать панику и ошибочные действия. Правдивость к себе и особенно к напарнику – это обязательное требование. При симптомах страха (беспорядочные движения фонарем, частое дыхание, широко раскрытые глаза ) надо создать телесный контакт и, возможно, закончить погружение. Люди, страдающие клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства), должны отказаться от ночных погружений.

 

Потеря напарника.

 

 

При плотном совместном плавании и наблюдении светового луча напарника, потеря последнего сводится к минимуму. Однако если один потерялся, собственный фонарь на секунду выключается, чтобы лучше видеть свет другого фонаря и осмотреться вокруг в поисках напарника. Периодически фонарь снова включать, чтобы потерянный напарник мог его видеть. Фонарь можно выключать только по причине поиска и то по договоренности. Если такой поиск не дает результата через короткое время всплывать.

 

Проблемы ориентировки.

 

 

Ночные погружения следует проводить только на хорошо знакомом по дневным погружениям водоеме. Надежное ориентирование по маркированным природным ориентирам или по компасу должно быть гарантированно. Не стоит плавать на длинные дистанции, по возможности держаться ближе к катеру или месту входа в воду.

Компасный курс определяется предварительно и запоминается или записывается на планшет. Необходимо учесть отклонение компаса из-за металлических масс или магнитного выключателя фонаря.

 

Потеря ориентации.

 

 

При ночном погружении иногда, в основном при всплытии, возникает головокружение, которое может привести к полной потере ориентации. Чтобы это понять, сделаем маленькое вспомогательное отступление в историю развития человека.

Миллионы лет мы ходим, выпрямившись, на этом основании наш вестибулярный аппарат оптимизирован на вертикальное положение. Любые отклонения в этом, например, при ползании или плавании в горизонтальном положении, вызывает малые или большие проблемы с ориентированием. Наше ориентирование в пространстве происходит благодаря различным органам чувств:

 

Глаза.

 

 

Глазами мы определяем горизонт и ищем фиксированную точку. Закрывая глаза, мы теряем эту информацию. Мы становимся сразу беспомощными, особенно если находимся в движении.

Сила тяжести.

 

 

Сила тяжести, то есть сила притяжения между нами и Землей, всегда направлена к центру земли. Это направление постоянно действует на нашу скелетную мускулатуру и должно компенсировать наше нахождение в равновесии, чтобы мы не падали и не затрачивали много усилий при стоянии и ходьбе.

Как это функционирует, мы вспоминаем во время езды на повороте, например на велосипеде или стоя в автобусе, автоматически «ложась в поворот». То есть происходящее изменение во время езды на повороте компонентов силы притяжения и центробежной силы выравнивается телом.

 

Вестибулярный аппарат.

 

 

Наш вестибулярный аппарат, расположенный в во внутреннем ухе обоих органах слуха двойной. Он состоит из трех полукружных каналов, заполненных жидкостью, в трех главных направлениях. Любое изменяемое положение тут же регистрируется, а жидкость в полукружных каналах стремится под собственным весом остановиться. Здесь происходит относительное движение между полукружными каналами и жидкостью, регистрируемое чувствительными клетками. Эта информация об изменении положения обрабатывается в мозгу.

 

Как происходит потеря ориентации.

 

 

Во время погружения и прежде всего при всплытии в конце ночного погружения теряется оптическое восприятие. Мы находимся на открытой воде , без видимости дна и без дополнительных точек , на которые наш глаз мог бы ориентироваться. При хорошей тарировке мы под водой ничего не весим, поэтому направление силы тяжести в дальнейшем определить не возможно. Наш вестибулярный аппарат во внутреннем ухе очень чутко реагирует на изменения температуры и давления. Во время погружения мы получаем дополнительную плоскость подвижности – вертикальную, к тому же с сильно изменяющемся окружающим давлением.

Поэтому, из-за незначительного не одинакового выравнивания давления в одном ухе, информация вестибулярного аппарата не будет больше одинаковой, теряется последний оплот чувства нашего положения в пространстве.

Оно начинается с легкого головокружения и может привести к полной потере ориентации, когда не возможно определить, где верх, а где низ. Только благодаря дополнительной информации, как, например, положительной или отрицательной плавучести фонаря или направление движения воздушных пузырей могут помочь сориентироваться. Этот эффект знаком не только дайверам, космонавты при выходе в открытый космос сталкиваются с подобными проблемами.

 

Как избежать этих проблем.

 

 

Положение сразу стабилизируется , если посмотреть на дно, на звездное небо или свет лампы на берегу или катере. Однако к опасностям такого рода надо быть подготовленным и не реагировать не правильно. Погружайтесь всегда с привязкой взгляда к какому- нибудь ориентиру - дну, фонарю другого дайвера или источнику света на катере, помогающие эту проблему в дальнейшем исключить.

 

Дневное и ночное погружение.

 

 

Неоценимым аспектом является опыт и безопасность, накопленные при погружении в местном озере ночью, где отсутствуют тропические краски. С таким опытом можно оставаться хладнокровным, когда во время погружения в светлое время неожиданно попадаешь в темноту мутной воды.

 

Контрольный список – снаряжение катера.

 

 

Кроме обычного снаряжения безопасности для ночного погружения необходимо предусмотреть:

- осмотр катера на работоспособность

- предписанные опознавательные огни(белый, зеленый, красный) во время движения, на малом судне достаточно белого кругового фонаря на носу

- якорный свет (белый круговой) на носу во время якорной стоянки

- аналог водолазным флагам на большом катере на мачте закрепить фонари красный – белый - красный. Возможна подсветка водолазных флагов.

- Общее освещение катера во время переодевания снаряжения. Оно должно быть достаточно ярким для оказания возможной помощи.

- Освещение трапа катера, якорного линя на 3м глубине и якоря небольшими фонарями, светящимися хим.огнями или мигалками

- Буй с освещением и линь буя для якоря, если катер не имеет лодки

- Если катер вынужден идти на помощь группе, пока другие дайверы еще в воде, якорь оставить на дне. Буй освещенный и соединенный с якорем выбросить за борт. Так надежней найти оставленную группу и якорную стоянку. Светящийся буй сигнализирует другим членам группы, что катер ушел на короткое время оказать помощь и надо ждать возвращения катера около буя.

Обо всем этом естественно говорится на инструктаже.

 

Контрольный лист – проведение ночного погружения.

 

 

Кроме обычных мероприятий и предписаний безопасности обратить особое внимание на следующие пункты:

- за 2-3 часа не есть и не принимать алкоголя

- группа не должна превышать 3 чел.

- Особое внимание контролю снаряжения своего и напарника

- Ночное погружение это не тренировка и упражнения, а получение впечатлений

- Только бездекомпрессионное погружение

- Погружение только с видимостью дна – не погружайтесь в бездну

- Не плавать на длинные дистанции

- По возможности не превышать глубину 8-10м ( в море 15-20м)

- Точно определить компасный курс

- Уточнить сигналы (подсветка руки на груди) фонарем и аварийные

- Фонарь использовать только в воде ( не перепутать с аварийным сигналом)

- не ослеплять других дайверов

- не трогать, не освещать и не пугать спящих животных

- фонарь держать дальше от компаса и компьютера (магнитные выключатели).

- Держать точно условленный курс

- Помнить об обратном пути к якорю или берегу (естественные ориентиры или компас)

- Держаться дальше от сетей, веревок и других препятствий

- Не поднимать ила (аккуратно оттарироваться)

- При потере фонаря включить запасной или химический светильник

- Если нет резервного света контакт с напарником

- При потере напарника короткий поиск, секундное выключение фонаря и если нет контролируемое всплытие.

 

Источник: Федерация подводного спорта и подводной деятельности Украины

 

Ружье Mares CYRANO 50

Ружье Mares CYRANO 50...